Форум - это дополнительная возможность быстрых, а главное эффективных коммуникаций.

Поздравляем Всех с возможностью регулярно и своевременно получать дополнительную информацию и ответы на вопросы, возникающие по организации учебного процесса в рамках курса "Основ религиозной культуры и светской этики"!!!

среда, 21 апреля 2010 г.

ОРК и СЭ Урок № 1. Тема: Россия – наша Родина.

Цель урока: Знакомство с главной ценностью человека - Родиной, с традициями людей и для чего они существуют.
Демонстрационный материал: презентация к уроку; мягкая игрушка; демонстрационная доска с магнитами.
Раздаточный материал: бейджи с именами учащихся класса; распечатки текста; листы формата А-3, наборы цветной бумаги, наборы маркеров, клеящие карандаши, всё по числу групп - команд (6).
Организационные моменты: пространство кабинета организовано для совместной работы 4 – 6 команд, до урока каждому учащемуся выдать бейджи с именами либо разложить по посадочным местам, с учётом комфорта во взаимодействии.

Ход урока:
- Здравствуйте, садитесь.
- Я, Елена Николаевна, преподаватель нового курса – «Основы религиозных культур и светская этика», мы будем встречаться до конца 4-го класса и продолжим наше общение в первой четверти 5-го класса.
- С Вашего позволения сегодняшний урок начнётся с небольшого клипа (видеофрагмент гимна РФ). Учитель демонстрирует, как вести себя во время исполнения гимна государства (учащиеся встают).
- Ребята, скажите, пожалуйста, есть ли правила, традиции относительно поведения людей, когда они слышат гимн государства? Какие впечатления Вы переживали от увиденных кадров и услышанного произведения? Знаете ли Вы ситуации, когда люди испытывают подобные чувства? Какие символы государства Вы ещё знаете? Что они обозначают? Выслушиваю, уточняю мнения учащихся.
- В Ваших ответах звучало слово Россия, давайте подберём однокоренные слова и слова синонимы, равные для нас по значению.
- А теперь (по Вашему мнению) назовите тему урока, правильно Россия -наша Родина. На экране появляется слайд: на фоне пейзажа надпись Россия - наша РОДИНА и эпиграф к теме урока (стихотворение на слайде читает учитель).
Что такое Родина? Это запах хлеба,
Солнышко лучистое, голубое небо.
Это травы сочные, это реки быстрые,
Это степи пыльные и луга душистые.
- Ребята, у вас на столах лежит текст, прочитайте его (3 - 5 мин.). В тексте выделен один абзац, выберите из этого абзаца слова, которые связаны со словом Родина. Разместите все ключевые слова на листе по Вашему усмотрению (у каждой группы есть бумага, маркеры). Работа в группах (4 - 6 групп) около 10 минут. Учитель проходит по классу, направляет ход работы, благодарит учащихся за творческую активность. Вывешиваем на доску творческие работы детей (по задумке учителя, команды защитят проекты, анализируя разные схемы)


Учитель предлагает учащимся ещё раз прослушать данный текст (читает учитель до фразы: Что же нас объединяет?).
Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Человек не выбирает своих родителей. Человек не выбирает язык, на котором мама пела колыбельные песни. Человек не выбирает Родину.
Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей.
С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И, однажды, ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна.
Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга.
Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.
Что же нас объединяет?
Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.
И Родину, и ценности, и традиции ты получаешь в дар от предшествующих поколений.
Ценности – это простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений.

Откуда бы ни происходили ценности, все люди убеждены в их исключительной важности для жизни. Без ценностей жизнь человека обесценивается, теряет смысл.
Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека: семья, Отечество, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование, труд, красота, гармония.
Традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Человек, следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Жизнь человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.

Наше Отечество богато своими традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.
Внимательно изучай традиции своей семьи. Не забывай делиться полученными ценностями с другими людьми – чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Помни, что у разных людей могут быть разные традиции и надо быть осторожным, чтобы не обидеть другого человека.
- Что же нас объединяет? – на этой фразе учитель останавливается и обращается к детям и группы представляют свои схемы. В итоге на экран выходит слайд учителя, где всё, что нас объединяет, размещено (как планеты вокруг Солнца) вокруг слова Родина.
Обратите внимание на два последних абзаца текста. Читает учитель.
Какое слово в этих абзацах повторялось чаще всего? Традиции.
На экран выводит слайд с пояснением термина – традиции и, просит в полголоса, прочесть его.
Традиции (от лат. Tradere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям.
Например, самые простые - поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.
Затем задает вопрос:
- А какие традиции знаете Вы? Ответы учащихся. Учитель открывает слайд, где помещены в два столбика (традиции – праздники: светские и религиозные).
- Ребята, попытайтесь сделать вывод, что ценно для человека? Ответы учащихся. Какие бывают ценности? Они делятся на материальные и духовные.

Упражнение: «Поделись с другим добрым пожеланием». Ребята встанут в круг, передавая мягкую игрушку, будут говорить комплимент – пожелание. Спасибо, садитесь на места.
- Давайте обратимся к толкованию слова – ценность.
Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности.
- Следовательно, для нас объединённых вместе главная ценность: Россия – наша Родина.

Домашнее задание: О традиции, значимой для Вашей семьи, подготовьте одно из предложенных творческих заданий: небольшой рассказ или сочинение, рисунок или фотоколлаж, возможно – презентацию.
Так как наш урок заканчивается, предлагаю ввести традицию проведения завершающего упражнения. Например, передавая предмет по кругу сказать, что сегодня на уроке мне понравилось или запомнилось.
Включаю видеофрагмент «С чего начинается Родина» с картинками российских пейзажей, традиций…
Благодарю всех за работу. Прошу привести в порядок рабочие места и сдать бейджи. Прощаюсь и провожаю ребят.

2 комментария:

4 Б класс комментирует...

Всей семьёй смотрели сюжет в новостях 7 канала, впечатление хорошее.

Администратор комментирует...

Приятно, что всё получилось! Урок от начала и до звонка снимали два телеканала, а ещё один канал вёл фрагментарную съёмку, кроме этого были корреспонденты двух радиоканалов. В общем мы с детьми работали, как "рыбки в аквариуме во время выставки".